Глава Якутии Айсен Николаев заявил, что из-за высоких цен и некачественного бензина на АЗС принято решение начать собственное производство топлива.

Логика такова:

- есть обеспокоенность доступностью топлива населению Якутии , - поведал о н журналистам 4 ноября;

- федеральные власти отказались вводить госрегулирование цен на ГСМ, - по словам Д. Козака;

- dласти республики обеспокоились вопросом ценовой доступности топлива для населения$

- внутри республики местные власти могут регулировать только наценку;

- в Якутии есть 4 мини-НПЗ (мощность около 10 тыс т/год топлива), но себестоимость нефтепереработки высока при низковатом качестве;

- поэтому решено проработать вопрос собственного производства топлива на НПЗ в Якутии (производительность НПЗ и мини - НПЗ различаются в 10ки раз);

- подготовка проекта уже начата.

После того как в июне 2018 г федеральные власти сообщили о стабилизации цен на топливо, оказалось, что цены на бензин на независимых АЗС Якутии живут своей жизнью: оптовые цены на АИ-92 и АИ-98 выросли на 8 руб/литр, на АИ-95 - на 9 руб/литр, дизтопливо - на 12 руб/литр.

Поэтому понять обеспокоенность нового губернатора можно.

Ресурсной базой нового НПЗ могут стать Талаканское нефтегазоконденсатное месторождение (НГКМ) в Ленском районе Якутии ( оператор Сургутнефтегаз) и Верхнечонское НГКМ в Катангском районе Иркутской области (оператор Верхнечонскнефтегаз (ВЧНГ), дочка Роснефти).

Договориться с Роснефтью, и уж тем более - с СНГ - довольно сложно, если не сказать больше.

Потоки нефти этих компаний (особенно СНГ) распределяются где-то там, наверху - в небесах..., поэтому мечты молодого главы Якутии могут и не сбыться.

Нефтепродукты для Якутии производятся на Ангарской НХК - дочка Роснефти.

Вряд ли Роснефти , в принципе, понравится идея вместо бензина с АНХК поставлять нефть с Верхнечонского НГКМ.

Но даже поставки с АНХК из соседней Иркутской области в Якутии дорогого стоит, потому что расстояние - около 4 тыс км.

Есть великие слова - Северный завоз, благодаря которому в навигацию в Якутию по Северному морскому пути (СМП) завозят не только нефтепродукты, но и нефть, и уголь.

Завозит промышленные объемы нефти на переработку по СМП - отметаем сразу, но и нефтепроводы - отводы от МНП ВСТО построить в Якутии - этот тоже дороговато.

Якутия собиралась ранее стоить газохимический комплекс.

Вернее, власти Якутии поддержали проект Якутской топливно-энергетической компании (ЯТЭК) печально известных братьев Магомедовых.

В рамках 3го Восточного экономического форума (ВЭФ-2017), в сентября 2017 г, ЯТЭК - дочка Группы «Сумма», - подписала предварительные соглашения с японскими компаниями о поставках около 600 тыс т/год метанола.

Уникальность ЯТЭК ( бывшая Якутскгазпром) в том, что это единственная в России компания, составившая конкуренцию Газпрому в обеспечении газом целой республики, а именно Якутии.

Почему Якутскгазпром не стал дочкой Газпрома - до сих пор смущает обывателей.

Тем не менее, вопросы строительства НПЗ в Якутии проще было решать с братьями Магомедовыми, один из которых З.Магомедов - однокурсник А.Дворковича - ныне Председателя ФИДЕ.

Однако в апреле 2018 г братьев неожиданно задержали правоохранительные органы РФ, и с тех пор они сидят.

Казалось, что когда Магомедовы, находясь в заключении, подписали договор продажи НМТП, за который давно идет нешуточная борьба, у них появилась надежда на освобождение, но появилась новая напасть - оказалось, что они злоупотребили при строительстве Чуйского тракта или еще чего.

А ведь еще летом 2016 г в запуске установки комплексной подготовки газа (УКПГ) ЯТЭК на Средневилюйском газоконденсатном месторождении (ГКМ) поучаствовал сам Д. Медведев.

Пока не ясно, идея строить НПЗ - это новая идея или продолжение стратегии ЯТЭК, которая пыталась получить лицензию на Северо-Тюнгский нефтегазовый участок недр.

Впрочем, может быть и не стоило судиться с Роснефтью за этот участок недр.

Через пару дней после задержания братьев Магомедовых, Роснефть легко оспорила поручение руководителя Роснедр от 25 декабря 2017 г о признании несостоявшимся аукциона по этому участку недр.

Справедливости ради отметим, что в прошлом, когда был СССР, были некие районные коэффициенты, согласно которым гражданам в суровых условиях Севера доплачивали солидные суммы.

Может быть проще доплатить гражданам, или субсидировать поставки топлива в Якутии, чтобы не строить НПЗ?

Источник: http://neftegaz.ru